
Зверинецкие пещеры – одно из самых загадочных мест Киева. Про них ходит
множество слухов: рассказывают, что там исчезают люди и водятся
привидения. А все якобы из-за таинственных сокровищ…
Затворники в Зверинце
Как
сообщает справочник от 1914 года, Зверинецкие пещеры «находятся в той
части города, которая с незапамятных времен носит название Зверинца. Они
заключены в горе, к востоку от которой, в недалеком расстоянии,
расположен Выдубицкий монастырь; к юго-востоку, в таком же близком
расстоянии, находится Свято-Троицкий монастырь; вся западная сторона, по
своим холмам и долинам, покрыта скромными домами зверинецких
обывателей; на северо-западе, на далекой горе возвышается
Киево-Печерская лавра…»
В 988 году в Зверинецких пещерах был
основан монастырь Святого Михаила. Однако просуществовал он не более 30
лет, будучи разрушен половцами или татарами. На стенах пещер сохранились
надписи, относящиеся к XI веку.
Первым серьезным исследователем
Зверинецких пещер был, пожалуй, археолог И.М. Каманин. В книге
«Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», вышедшей в 1914
году, он пишет, что результаты археологических исследований этих пещер
представляют огромный научный интерес, так как они возникли примерно на
60 лет раньше Киево-Печерских, и, в отличие от последних, сохранились
практически в первоначальном виде.
Каманин приходит к выводу, «что Зверинецкие пещеры, как и Лаврские, были устроены по общему образцу Афонских и Крымских».
«Затворнических
ниш - келий в Зверинецких пещерах всего семь, - сообщает он, - все они
одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, где
находится алтарь. Затворнические келии имеют внутри форму большой
русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея иногда
свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола
ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по
сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки.
Влезши в
такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно сидеть на
лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог
подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли
помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры.
При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти -
могилой. И действительно, в ровике таких ниш мы находим погребения, а в
нише игумена Климента обнаружены, кроме того, икона Божией Матери,
панагия и черепки от разбитого сосуда, что в совокупности
свидетельствует о пребывании в нише игумена с целью, конечно,
подвижничества. Близость таких ниш к алтарю давала возможность
подвижникам слышать богослужение...»
Наследство монахов напомнило о себе?
Со
временем киевляне, казалось, забыли об этом месте. Правда, по мнению
исследователей, в XVII-XIX веках подземельем тайно пользовались
различные изгои общества – разбойники, беглые крепостные, дезертиры, а
также бродячие актеры.
Где-то в начале 80-х годов позапрошлого
столетия пещеры были «открыты» вновь, причем при очень странных и
мистических обстоятельствах. Как-то поутру киевлянка Феодосия
Матвеенкова услышала за окном своего дома какой-то гул, а затем увидела в
небе радугу, висевшую над провалом в земле.
Сосед Матвеенковой,
художник Дмитрий Зайченко, вдвоем с товарищем исследовали подземелье и
обнаружили там множество человеческих останков и истлевшей одежды, а
также предметов монастырской утвари. Кроме того, в пещере лежали кожаные
и деревянные маски, очевидно, принадлежавшие прежде лицедеям, нашедшим
здесь пристанище.
Кому досталось золото гетмана?
В
Зверинецкие пещеры ходило много народу. Ребятишки выносили оттуда кости и
черепа и играли с ними. В 90-х годах в подземельях сгинуло без вести
трое местных хлопчиков, и после этого родители стали строго-настрого
запрещать своим чадам подходить близко к этому месту.
В 1911 году
вход в подземелье, обнаруженный Матвеенковой, завалило оползнем. Но
открылись два новых входа. «Паломничества» в пещеры продолжались. В 1912
году по указанию властей было проведено официальное исследование и
расчистка пещер. Почти никаких интересных предметов обнаружить не
удалось. Предположили, что все это было вынесено оттуда ранее стихийными
«кладоискателями».
В смутные революционные времена в Зверинецких
подземельях находили приют разномастные босяки, дезертиры,
беспризорники. От них и пошли слухи о золоте, которое якобы спрятал там в
1918 году гетман Скоропадский накануне своего бегства из Киева.
Находились желающие поискать сокровища, но успеха в этом предприятии
никто не достиг.
Одним из самых опытных специалистов по подземельям слыл в то время Игнатий Стеллецкий, тоже родом из Киева. Окончив в 1912 году Киевскую Духовную академию, Стеллецкий защитил
диплом археолога и переехал с Украины в Москву, где возглавил Комиссию
по изучению подземной старины. Со всей империи туда поступали сведения о
пещерных монастырях, подземных ходах и провалах. Будучи преподавателем
Московского археологического института, Стеллецкий часто выезжал в
экспедиции.
Известно, что после революции большевики поручили Стеллецкому руководить раскопками Зверинецких пещер. Но, если что-то особо ценное и было найдено, то огласке это не предали.
Местные жители избегают Зверинецких лабиринтов. Рассказывают, что там исчезли тысячи людей, и призраки их блуждают по подземным ходам с криками и стонами. И когда эхо это прорывается на поверхность, это верная примета, что скоро грядет «большая беда»… Хотя мифам особенно доверять не стоит.
Автор: Мария Подолецкая